Цифровизация позволила сделать нашу жизнь значительно комфортнее. Теперь с помощью онлайн-сервисов можно оплачивать коммунальные услуги, записываться на прием к врачу и даже управлять собственной недвижимостью.
При этом вместе с технологиями развиваются и схемы обмана пользователей. Эксперты Росреестра пояснили, какие технологии используются в ведомстве для обеспечения сохранности информации и как собственники могут самостоятельно защитить сведения о своих объектах недвижимости.
Какими способами в Росреестре обеспечивается защита данных о праве собственности?
Современные технологии информационной безопасности позволяют оперативно выявить и пресечь постороннее вмешательство в электронные ресурсы Росреестра. Так, Федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) размещена в территориально распределенных центрах обработки данных. Во ФГИС ЕГРН предусмотрено резервное копирование информации на всех уровнях, благодаря чему устраняются риски потери, искажения или недоступности информации.
Доступ к системе сотрудников ведомства строго регламентирован: во всех субъектах РФ есть определенное количество государственных регистраторов, доступ каждого из которых персонифицирован, в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, что позволяет контролировать процесс работы в системе на каждом из этапов и допускать только легитимных пользователей.
Вместе с тем данные об имуществе, хранящиеся в электронной системе Росреестра, имеют многоуровневую систему защиты как от киберугроз, так и от потери и искажения данных. В частности:
Специалистам по информационной безопасности известно, где и в каком виде хранятся данные, кто может получать к ним доступ и какие ресурсы используются системой в любой момент времени. Средства идентификации и контроля доступа в сочетании с непрерывным мониторингом данных гарантируют безопасность.
Кроме того, в Росреестре организована системная работа по повышению информационной безопасности среди сотрудников ведомства. В рамках недели информационной безопасности в декабре 2021 года более 800 работников Росреестра прошли обучение на курсе «Основы информационной безопасности».
Как защищены данные, получаемые с помощью электронных сервисов Росреестра?
Официальный сайт Росреестра работает по протоколу безопасного соединения HТТPS, используя SSL-сертификат. SSL-сертификат содержит данные об организации, её владельце и подтверждает их существование.
Использование сертификата безопасности для сайта гарантирует:
Как собственники могут защитить свои данные и имущество?
Для защиты собственности специалисты рекомендуют внести информацию об адресе электронной почты в ЕГРН. В этом случае правообладатель может оперативно получать из Росреестра информацию о любых действиях с его недвижимостью.
Указать адрес электронной почты можно при подаче заявления на осуществление учетно-регистрационных действий. Для этого адрес электронной почты нужно указать в нужной графе заявления.
Если права уже зарегистрированы, но в ЕГРН отсутствует адрес электронной почты, подать заявление о внесении данных сведений можно в любом офисе МФЦ, в личном кабинете на сайте Росреестра, а также по почте – в таком случае подпись на заявлении должна быть нотариально удостоверена.
Еще один способ защиты своей недвижимости – подача заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие объекты недвижимости без вашего личного участия. В ЕГРН будет внесена соответствующая запись, и документы, поданные без личного участия собственника (например, по доверенности), рассматриваться не будут.
Их возвратят обратно заявителю.
Исключением являются случаи, когда основанием для учетно-регистрационных действий является вступившее в силу решение суда или требование судебного пристава-исполнителя. В этом случае обозначенная выше запись в ЕГРН не учитывается.
Такое заявление можно подать в отделениях МФЦ, в личном кабинете на сайте Росреестра (в этом случае нужно иметь сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи), а также в офисах Федеральной кадастровой палаты (если заявление подается экстерриториально). Это можно сделать и по почте – тогда подпись на заявлении должна быть нотариально удостоверена.
Не стоит забывать о базовых правилах информационной безопасности: