Повышать качество и доступность предоставляемых госуслуг, снижать финансовые издержки граждан и бизнеса ежедневная задача Росреестра и Кадастровой палаты. Для этого активно развивается предоставление услуг, оказываемых в электронном виде на Интернет-сайтах Росреестра rosreestr.ru (далее – Портал) и Кадастровой палаты kadastr.ru.
На сегодняшний день, электронные услуги и сервисы Росреестра – это не новелла. С каждым годом они набирают все большую популярность.
В настоящее время на Портале (rosreestr.ru) доступны электронные услуги по регистрации прав, кадастровому учету, получению сведений из ЕГРН.
Также при помощи электронных сервисов Росреестра пользователи могут получить справочную информацию по объектам недвижимости в режиме онлайн, в том числе записаться на прием документов, проверить в режиме реального времени статус поданных на Портале заявки или запроса, а также получить информацию о кадастровых инженерах, имеющих право готовить документы, необходимые для кадастрового учета.
Кроме того, с 16 марта текущего года Росреестром совместно с Кадастровой палатой был запущен обновленный онлайн-сервис «Публичная кадастровая карта». С помощью интерактивной кадастровой карты России можно получать общедоступные сведения ЕГРН. Для комфортного использования сервиса был создан новый интерфейс. Сведения ЕГРН, представленные на «Публичной кадастровой карте», ежедневно обновляются, являются общедоступными и могут использоваться в качестве справочной информации об объектах недвижимости. Для работы с сервисом регистрация не требуется.
Для того чтобы подать заявление и запрос или воспользоваться электронными сервисами достаточно зайти на Портал в раздел «Электронные услуги и сервисы» и выбрать соответствующую услугу или сервис.
Кроме того, на Портале доступен «Личный кабинет». Это электронный сервис, который позволяет зарегистрированным пользователям получить упрощённый доступ ко всему функционалу Портала.
В «Личном кабинете» на сайте Росреестра правообладатели могут:
- просматривать сведения о своих объектах недвижимости, не заказывая выписку из ЕГРН;
- проверять расположение объекта недвижимости, принадлежащего правообладателю, на публичной кадастровой карте;
- отслеживать статус исполнения услуг в случае подачи заявления через «Личный кабинет» в разделе «Мои заявки»;
- записываться на прием в офисы приема-выдачи документов органа регистрации прав в разделе «Запись на прием»;
- осуществлять подготовку схемы расположения земельного участка (СРЗУ) на кадастровом плане территории в форме электронного документа;
- вносить плату за использование сервисов «Подготовка схемы расположения земельного участка» и (или) «Предоставление сведений ЕГРН» в разделе «Мой баланс»;
- управлять способами получения уведомлений в разделе «Настройки». Собственник может настроить специальные уведомления и получать посредством SMS или на электронную почту сообщения об изменениях характеристик принадлежащих ему объектов, об ограничении/обременении прав, о наложении/прекращении ареста на объект недвижимости и так далее. Пользователь (гражданин или организация) может просмотреть информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости.
Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо авторизоваться, то есть иметь логин и пароль на сайте Госуслуг www.gosuslugi.ru (используется Единая система идентификации и аутентификации для получения доступа к государственным услугам в электронном виде).
Отличительной особенностью сайта Кадастровой палаты (kadastr.ru) является сервис по заказу выписок из ЕГРН в режиме онлайн, по получению электронной подписи в удостоверяющем центре Кадастровой палаты. Особенно будет полезен Сервис жизненных ситуаций, который позволяет сформировать точный список документов под личный запрос пользователя. На сайте также доступна новая обучающая онлайн-платформа Кадастровой палаты «Корпоративный университет».
Использование электронных услуг и сервисов Росреестра и Кадастровой палаты позволяет заявителю экономить время на подачу документов, а в некоторых случая быстрее получить результат с меньшими усилиями.